- РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
- в соответствии со ст. 193 КоБС регистрация актов гражданского состояния устанавливается как в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, так и в государственных и общественных интересах.Рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть, а также расторжение браков по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, подлежат обязательной регистрации в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния.Регистрация актов гражданского состояния в городах согласно ст. 194 КоБС производится отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а в поселках городского типа и сельских населенных пунктах - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Регистрация актов гражданского состояния относительно граждан Республики Беларусь за ее пределами осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь.Общее руководство деятельностью отделов записи актов гражданского состояния, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.В силу предписаний ст. 198 КоБС отделы записи актов гражданского состояния производят регистрацию рождения, заключения брака, усыновления, установления материнства и (или) отцовства, перемены фамилии, собственного имени, отчества, смерти, расторжения браков по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, изменяют, дополняют, исправляют записи актов гражданского состояния, аннулируют и восстанавливают записи актов гражданского состояния на основании решения суда, хранят книги регистрации актов гражданского состояния.Поселковые и сельские исполнительные и распорядительные органы производят регистрацию рождения, заключения брака между гражданами Республики Беларусь, установления отцовства по совместному заявлению родителей при одновременной регистрации рождения, а также регистрацию смерти.Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов производят регистрацию рождения, заключения брака, изменяют, дополняют, исправляют записи актов о рождении и о заключении брака, аннулируют и восстанавливают записи актов о рождении и о заключении брака на основании решения суда, хранят книги регистрации актов о рождении и о заключении брака.Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь производят регистрацию рождения, заключения брака, установления материнства и (или) отцовства, перемены фамилии, собственного имени, отчества, смерти, расторжения браков по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, изменяют, дополняют, исправляют записи актов гражданского состояния, аннулируют и восстанавливают записи актов гражданского состояния на основании решения суда, хранят книги регистрации актов гражданского состояния.Государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, выдают справки, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния либо иные документы, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния.Государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, могут оказывать дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.Порядок регистрации актов гражданского состояния, изменения, дополнения, исправления записей актов гражданского состояния, аннулирования и восстановления записей актов гражданского состояния на основании решения суда, выдачи справок, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния либо иных документов, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния, определяется КоБС, нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок оказания государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния, дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, определяется Правительством Республики Беларусь (ст. 199 КоБС).В настоящее время порядок организации работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее - органы загса), по регистрации актов гражданского состояния, внесению изменений, дополнений, исправлений, восстановлению и аннулированию записей актов гражданского состояния, выдаче повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, выдаче документов и (или) справок, копий записей актов гражданского состояния в соответствии с компетенцией, установленной ст. 198 КоБС и Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. N 385 "О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния", а также архивов органов, регистрирующих акты гражданского состояния, управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома) определяется Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. N 1454 (в редакции постановления от 19 декабря 2006 г. N 1682) (далее - Положение).В соответствии с п. 7 Положения регистрация акта гражданского состояния производится по письменному или устному заявлению лица о регистрации акта гражданского состояния, зарегистрированному в порядке, предусмотренном п. 9 Положения, на основании документов, подтверждающих факт, подлежащий регистрации, и при наличии документов и (или) сведений, необходимых для регистрации актов гражданского состояния, путем совершения соответствующей записи акта гражданского состояния (далее - запись акта). Регистрация актов гражданского состояния производится в сроки, установленные Кодексом, если иное не установлено нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.Регистрация заключения брака, расторжения брака, усыновления, установления материнства и (или) отцовства, перемены фамилии, собственного имени, отчества через представителя не допускается. Должностные лица органов загса не вправе производить регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своих супругов и близких родственников (родителей, детей, родных братьев и сестер, деда, бабки и внуков). Регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим должностным лицом органа загса или в другом органе загса (п. 8 Положения).Согласно предписаниям п. 11 Положения на основании совершенных записей актов органом загса выдаются соответствующие свидетельства о регистрации актов гражданского состояния по формам, утверждаемым Министерством юстиции. Сведения, вносимые в свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, должны соответствовать сведениям, содержащимся в записи акта. Свидетельства о регистрации актов гражданского состояния подписываются руководителем органа загса с указанием фамилии и инициалов, в его отсутствие - лицом, его заменяющим, и скрепляются печатью органа загса с изображением Государственного герба Республики Беларусь. Срок действия свидетельств о регистрации актов гражданского состояния неограничен.См. также Регистрация заключения брака; Регистрация перемены фамилии, собственного имени, отчества; Регистрация расторжения брака; Регистрация рождения; Регистрация смерти; Регистрация установления материнства и (или) отцовства; Регистрация усыновления.
Юридический словарь современного гражданского права. 2014.